А

АЛКЕЕВА СТРОФА - похожа на прозаические строки, т.е. неравные слоговые промежутки ("Не тем горжусь я, Фебом отмеченный, Что стих мой звонкий римские юноши На шумном пире повторяют, Ритм выбивая узорной чашей."  Др.-греч. поэт Алкей, пер.А.Фета).

АЛЛЕГОРИЯ - вид художественной образности, когда реальное явление заменяет абстрактное понятие (Фемида - аллегория правосудия).

АЛЛИТЕРАЦИЯ -  стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.

АНАПЕСТ - (— —/) - трёхсложная античная строфа с ударением на треть ем слоге. Четырёхстопный и трёхстопный анапест: 

— —/— —/— —/—

— —/— —/— —/

— —/— —/— —/—

— —/— —/— —/

АНТИБАКХИЙ - (// —) - трехстопная стопа, состоящая из двух ударных и одного неударного слога. Имеет другое название — палимбакхий. Противоположна бакхию. 

АМФИБРАХИЙ - (— /—) - образуется трёхсложными стопами с сильным местом на втором слоге стопы. Размер силлабо-танический амфибрахия: четырехстопный - начало 19 века, трёхстопный - середина 19 века.

АНАФОРА (единоначатие) - стилистическое повторение начальных слов или фраз ("За всё, за всё тебя благодарю я, за смерть врагов за клевету друзей." М.Ю.Лермонтов).

АНАХРОНИЗМ - художественный приём при изображении исторических явлений. Допускаются признаки более позднего времени.

АНИМИЗМ - представление о существовании духа, души у человека, животного, растения.

АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - отчётливо выраженное сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов ("И как любил он, ненавидя" Н.Некрасов).

АНТИЧНЫЙ СТИХ
Древнегреческая и латинская поэзия основаны на метрической системе стихосложения - противоположности гласных звуков по долготе и краткости. Один долгий слог приравнивался к звучанию двух кратких. Время для произношения одного краткого слога по-латыни называлось морой (по-гречески "хронос протос"). 1 мора = 1 краткий слог. Долгий слог, соответственно, равнялся двум морам. Античная стопа (подия) состояла из определённого количества мор и главного ритмического ударения. Ударная (сильная) часть стопы именовалась тезис (/), безударная (слабая) - арсис (—).
Античные стопы:
- двусложные: хорей ( /—), ямб (—/), пиррихий (— —), спондей (/— /).

- трёхсложные: дактиль (/— —), амфибрахий (—/—), анапест (— —/), трибрахий (— — —), бакхий (—//), антибакхий (//—), кретик и амфимакр (/—/), тримакр и молосс (/— /— /).
- четырёхсложные: пеоны - 1й (/— — —), 2й (—/— —), 3й (— —/—), 4й (— — —/); гиперпиррихий (— — — —);
ионики - нисходящий (//——), восходящий (— —//);
хориямб (/——/), ямбохорей (—//—), эпитриты - 1й (—///), 2й (/—//), 3й (//—/), 4й (///—).
Определённое количество стоп в стихе составляло колон (колон из 2-х стоп - диподия, 3-х стоп - триподия.)

АНТИФРАЗИС - слова выражающие противоположный смысл (иронично) ("Откуда, умная, бредешь ты, голова?" И.Крылов).

АНТОЛОГИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ - написанное в античном стиле.

АНТОНОМАСИЯ - иносказательная образность, где конкретное лицо заменяет родовую принадлежность и наоборот: "галилеянин" вместо Иисуса Христа.

АППЛИКА́ЦИЯ - стилистический прием встраивания в текст литературного произведения общеизвестного выражения (пословицы, поговорки, прозаического или поэтического отрывка и т. п.).

АРХАИЗМЫ - словесные формы, которыми обозначаются предметы и явления, исчезнувшие из бытовой и социальной жизни. Это устаревшие слова, которые используются в качестве эстетического приёма для художественной характеристики сюжета, персонажа (лик, око, длань, ведомый, пророк, днесь и т.д.)

АРХЕТИП - это модель, которая обозначает первоначальный образ. Архетип обладает универсальностью, выражается в символах, в мифах, в литературных персонажах: Казанова, Дон Жуан и т.д.

АССОНАНС - повторение гласных звуков, элемент поэтической фонетики. Часто называют не вполне точную рифму.

ВЕРНУТЬСЯ