«ШЕЛЕСТЫ ЖЕЛАНИЙ» ПОЭТЕССЫ ВИКТОРИИ СМИРНОВОЙ

Что такое лирические стихи? Поэты уже многие тысячелетия не подыгрывают себе на лирах, произнося на распев свои стихи, как было во времена Древней Греции, да и лир, кроме как в музеях, нет. Поэты свои стихи декламируют, читают вслух. Большинство – плохо, даже если стихи хорошие (чтение стихов – особое искусство), а единицы – хорошо. Прекрасно читали свои стихи Есенин и Маяковский, Давил Самойлов и Евтушенко. Современники утверждали, что великолепно и не на распев, а в темпе читал свои стихи Пушкин.

Лирические стихи – это не стихотворные рассказы – баллады или стихотворные повести о каких-то событиях  – поэмы, отличающиеся от вдохновенной прозы стихотворной формой. Это – стихи поэта о себе, хотя в них он может и не говорить напрямую о своём присутствии. В лирических стихах поэт не описывает происходящее вокруг, а изображает состояние своей души – радость, печаль, горе, любовь, ощущение своего единства с природой и окружающим миром. То есть он не описывает события вокруг себя, а даёт образы своих чувств, вызванных тем, что происходит с ним под влиянием этих событий.

Зачем такие стихи, лирика, и почему их любят читатели? А потому что талантливый поэт так изображает состояния своей души, что читатели обнаруживают, что и у них бывают такие же радости, печали, раздумья и восторги, и такие стихи как бы лечат их, умиротворяют, потому что поэт даже грусть и печаль изображает прекрасными, а не безобразными. В этом тайна любого искусства. Лирические стихи подобны целебным повязкам, наложенным на раны души. 

Огромное место в лирических стихах занимают так называемые «пейзажные» стихи.  Лично я считаю, что чисто пейзажных стихов, как и пейзажных картин художников, не существует, если это, конечно, настоящее искусство.

Картина чисто пейзажного художника похожа на фотографию, но она нам просто показывает, что вид природы красив. Но даже самое красивое изображение природы художником – кистью или поэтом – словами менее интересно, чем вид самой живой природы. Поэтому такое «фотографическое» изображение природы не трогает душу зрителя или читателя. «Красиво!», и всё, что скажут они.

Но картины или стихи с изображением природы превосходят её натуральный вид, если художник или поэт вложит в изображаемую картину природы свои чувства, которых сама природа не передаёт. Тогда зрители или читатели вспоминают, что и они пережили такие трогавшие их душу мгновения и скажут, что художник или поэт «превзошёл» саму природу, то есть добавил к её виду то, чего в ней самой нет, – природу своей талантливой души!

Почему нас так волнуют строки Лермонтова

«Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно.

Спит земля в сиянье голубом…» ?

А потому что поэт передаёт в них свою тихую, но сильную грусть о том, что он, необыкновенный, умный и светлый человек, не может найти понимания в обществе, в котором он живёт (и от которого он в том же 1841 году и погиб!). Только в таком состоянии человек мог почувствовать, что даже «пустыня внемлет богу» и что «звезда с звездою говорит».  Это он сам с опустошённой душой внемлет богу и говорит со звездой, потому что на земле ему внимать некому и говорить не с кем! Лермонтов – это загадка! – необъяснимым образом видит здесь землю такой, какой её смог увидеть только Гагарин из космоса – «в сиянье голубом». Поэт словно сам уже приближен к небу – богу и звёздам.

То же самое мы видим у Есенина, например, в строках стихотворения

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел».

Дерево клён ничего увидеть или услышать в природе не может. А в мире поэзии – может всё!

Потому что это не просто клён, а как бы двойник самого Есенина, который чувствовал себя таким одиноким под метелью жизненных невзгод, как этот клён за деревней.

Такие грустные стихи воспринимает душой весь народ, как и стихи радостные.

Именно такие стихи пишет необыкновенно прекрасная, молодая, умная женщина и необыкновенно одарённая поэтесса Виктория Смирнова, живущая в чудесном городе Гомеле на Соже, что меня особенно трогает, так как Гомельская область – родина моих родителей и всех моих предков. Именно о природе этого милого края – её стихи, играющие всеми цветами радуги, отражающие самые светлые чувства её души и необычайные образные мысли. Разумеется, Виктория Николаевна пишет не только стихи о природе (мне это определение нравится больше, чем термин «пейзажные» стихи), а обо всех явлениях нашей жизни, её высшей формы – Бытия в отличие от низменного быта. Но здесь я имею целью рассказать только о её стихах с видами природы, которые являются лишь изображением различных состояний души поэтессы.

Почему изображение природы так помогает поэту и читателю почувствовать состояние своих чувств? А потому, что все мы видим живыми и обладающими душами не только людей, но и всё в окружающем мире. Недаром у Лермонтова

«Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана»,

словно это люди – молоденькая проезжавшая на воды в Пятигорск на Кавказе дама и могучий воин.  В поэзии мы на это смотрим, как на условные образы, всё вокруг живое, имеет душу, даже земля или камни. Те, кто любит сказки, могут вспомнить, что там всё именно так, и поэтому они нам нравятся.

Это чудесное ощущение я получаю и при чтении стихов В.Смирновой. Она издала в 2011 году большую прекрасную книгу стихов «Ветер времени», в которой неслучайно начальная часть книги наполнена стихами, в которых её светлая душа неотделима от светлой природы Беларуси. Неслучайно книга открывается как бы программным стихотворением, в котором она,  в отличие от меня здесь, пишущего прозой, стихотворными строками, кратко (в этом ещё одно важное преимущество лирики перед прозой!) выражает то восприятие природы, как живого существа, о котором написал я. То есть «неживой природы» у неё в стихах и в душе нет!

«О чём поёт мне дождь,

             когда стучит в окно?

Зачем кружится лист,

             зачем упал к ногам?

О чём звенит ручей

             серебряным звеном?

И почему иду

             я по твоим следам?»

[4. C.7]

Как видите, дождь у неё может петь, причём о чём-то, как человек, лист может для чего-то кружить, а не просто под действием движения воздуха, называемым ветром, и он упал тоже не под действием земного притяжения, а словно уставший от жизни. То есть изображение природы в стихотворении – это изображение чувств и раздумий самой поэтессы. То есть Виктория создаёт в стихах свой, похожий на наш, но более богатый, более приятный для нас мир. И поэтому такие стихи нам так нравятся!

Или вот какое удивительное не пробуждение, а «Рождение природы» весной. Природа умирает осенью и заново рождается весной, как листва на деревьях. И это чудо глубоко радует нас каждую весну:

«Весна ждёт ощущения тепла:

Притихла и капель, лучи по крышам,

И почек раскрывается волна,

Журчанье талых вод уже не слышно».

[4. C.11]

Ни у одного поэта я не встречал ничего похожего на слова Виктории о том, что на всех деревьях парков, садов, рощ и лесов «почек раскрывается волна»! А ведь верно, они появляются часто внезапно и их так много, что они накрывают деревья и всё под ними как бы полупрозрачной зеленоватой ароматной волной.  И при этой картине, созданной поэтессой, наши души тоже накрывает волна вечной весны и юности!

Сам короткий размер стиха в стихотворении «Пришла весна» тоже, как и образные слова, передаёт нам прилив сил и радости ожидания чуда:

«Вот ручьи зажурчали,

Зазвенела капель!

Отгоняя печали,

В такт запела свирель.

Говорила природа

О приходе весны,

И ушли с хороводом

Сказок зимние сны».

[4. C.12]

Главное в этом стихотворении то, что поэтическая свирель (а свирель белорусам ближе древнегреческой лиры!) Виктории Смирновой отгоняет её собственные и наши читательские печали, и мы как бы вместе с ней охвачены единой радостью. А это означает, что поэтесса силой своего таланта и поэтического труда добилась своей цели – соединила свой внутренний мир с нашим. Тот, кто не умеет этого делать, а просто ловко рифмует строки, ещё не поэт. Поэт творит изображение чувства, а оно пробуждает ответное чувство у нас.

Настоящий поэт неотделим от природы, то есть от окружающего естественного мира, но особенно он неразрывно связан с родной природой своей страны, своей большой и малой родины (например, деревней предков).

Виктория увидела Беларусь «зеленоглазой», хотя многие белорусы, по моему, голубоглазы, по крайней мере, мои родичи, потому, что это нежно-зелёная страна лесов и лугов, сохраняющая, благодаря усилиям своего народа и народной власти в нетронутом виде многие её просторы. Природа Беларуси воспринимается более нежной по сравнению с русской потому, что климат Беларуси, расположенной западнее, пусть немножко  ближе к Гольфстриму, мягче. Вот целиком небольшое, но блещущее, как алмаз, стихотворение В.Смирновой «Беларусь»:

«На целый мир она одна такая,

Моя зеленоглазая страна.

Лесами наши земли покрывает,

Нас манит чистотой таёжный храм.

И воздух наполняет грудь отчизной,

И пеньем птиц, щебечущих весной,

Она пленяет душу, сердце, мысли,

И так прекрасен мир её цветной».

[4.C.18]

Самая «сердцевинная» строка этого стихотворения, которая изображает не саму природу, а чувство, вызванное её воздухом, это:

«И воздух наполняет грудь отчизной».

Воздух способен наполнять грудь ОТЧИЗНОЙ только в лирической поэзии, потому что это происходит не снаружи, а в внутри души поэта!

Или вот чистейшая поэзия уже в первой строке стихотворения:

«Попробуй добежать со мной до лета!

До солнечного лета босиком,

Когда душа вся чувствами согрета,

А сердце возгорается сверчком».

[4. C. 21]

В жизни до лета или до осени добежать невозможно, а в стихах невозможного нет. Добежать до лета здесь – добежать до счастья, света и тепла!

А встречали ли мы хоть когда-то в чьих-то стихах сравнение сердца не просто со сверчком (это было бы не очень убедительно), а с «возгорающимся» сверчком, когда звуки сверчка, «запечного соловья» начинают как бы возгораться и светиться.

Или вот строки  из стихотворения с названием, которое из-за своей поэтичности само как бы является однострочным стихотворением,  – «Не удержали осень».

Смотрите, какие образы! Этого невозможно увидеть, кроме опавшей листвы, вздымаемой ветром ввысь. А у Виктории они подобны «шелестам желаний», и «в волнах души плывут, как корабли». Ведь это изображение чувства поэтессы при виде этих летающих сухих листьев:

«Прекрасна осень в жёлтом одеяньи –

Листы вздымает ветром от земли;

Они все, словно шелесты желаний,

В волнах души плывут, как корабли».

[4.C. 27]

Удержать какое-либо время года также в жизни не возможно, как и добежать до лета. А в поэзии можно. В поэзии замечательной Виктории Смирновой. Она пишет, что «не удержали осень», прекрасное время раздумий о жизни, добре и зле. То есть люди недостаточно задумывались над смыслом Бытия, и отведённое на это время, именуемое Осенью, ушло, за него люди не ухватились душами, не удержали, и близка Зима Жизни…  Но за нею – новая Весна!

«Поверь, что на душе у многих осень,

И не встречает зиму поутру,

И серебро всю охватило просинь,

Не удержали осени пору…»

[4.C. 27]

Это – концовка этого замечательного стихотворения, блещущего золотом не осени, а огромного таланта Виктории Смирновой.

А там, где концовка, там и моему повествованию конец, который делу венец!..

Константин Фёдорович Ковалёв,

поэт, член Союза писателей России.

23 декабря 2013 г.

гор. Люберцы,

Ближнее Подмосковье.