Предисловие для книги "Ветер времени"

Талантливые и неповторимые стихи

Виктории Смирновой

В этой книге стихов она выступает как признанная и утвердившаяся в нашей жизни молодая поэтесса. Ее стихи уже печатались во многих изданиях: московском сборнике современной поэзии «Времена года» - лето 2009 г., далее в 2-х сборниках: «Стихи о любви» - 2009 г., «Весна и любовь» - 2010 г.

Указанные публикации свидетельствуют не только о признании автора, но и глубине и широте ее творчества. Отрадно также отметить и то, что она в своем поэтическом поиске не ограничивается только любовной лирикой, а целостно охватывает все грани общественной и личной жизни человека. Благодаря этому она не придерживается ранее традиционной для многих пишущих дам тематики: о неверных в любви изменниках-мужчинах, которые жестоко разбивают сердца им верных и любящих, но покинутых ими женщин.

Отказ поэтессы от следования таким, еще не редко встречающихся душевнощипательно-елейным стихам, говорит о том, что В.Смирнову вдохновляют уже другие, новые явления ХХI века, его убыстряющийся бег и творчески созидательный дух нового космического времени. Поэтому в тень уходят банальные рассуждения о вечной вражде мужчин и женщин, а  первым планом автор полноправно и активно охватывает всю сложно-противоречивую и поэтически-прозаическую гамму человеческих отношений, начиная от уникальной, индивидуально-неповторимой и самобытной жизни и заканчивая общей и обязательной для всех гражданственностью: как по Добролюбову «поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

Следует также подчеркнуть, что у поэтессы свое неповторимо-художественное видение и прочтение вечных вопросов бытия человека: его жизненного назначения, его смысла и цели жизни, а, главное, их конкретно-чувственного проявления в любви и ненависти, радости и скорби как и в жизненно-целом: труде, быте и отдыхе. Эти вопросы на поверхностный взгляд кажутся простыми и не требуют глубокого мировозренческо-художественного разъяснения. Но в действительности это не так. Отсюда самая большая заслуга поэтессы может быть в том, что она через свои стихи помогает читателю правильно осмыслить и понять в эстетически-интеллектуальном плане эти сверх сложные вечные вопросы. Кроме того, она через такое художественно-мировоззренческое разъяснение показывает в своем поэтическом ключе историческую непрерывность в связи  времен и народов, а также их взаимно преемственность в развитии, их взаимообогащающую перекличку. Благодаря такому подходу поэзия Смирновой В. начинается не с нуля, не с пустого места, а с переклички в поэтическом искусстве, т.е. с непрекращающейся связи прошлого с настоящим, но которое уже раскрывается в новом содержании и новой форме.

Так, гениальный поэт Пушкин писал:

«Блажен кто праздник жизни рано

Оставил, не испив до дна

Бокала полного вина...»

В перекличке с этим стихотворением Пушкина у нашей поэтессы мы уже видим новое жизнеутверждающее звучание:

«Ты пей до дна мою любовь

Ее одной мне слишком много

Я разделю ее с тобой

Испей источника святого»

Таким образом, наша новая эпоха не ломает высшие стремления и идеалы молодости, а наоборот, она способствует их успешному осуществлению в жизни, когда они соединяются с другими людьми и получают новое, более совершенное развитие.

Важно отметить, что в стихах В. Смирновой мир человека органично включается в мир природы, т.е. они сплавляются в единое нераздельное целое в памяти ума и сердца поэтессы, в ее мыслях и чувствах. Так, раскрывая свое трепетное отношение  к природе, она находит такие редкостные слова, чтобы показать ее незаменимость и невосполнимость для всего живого и прежде всего для человека. В Стихотворении «Не покидай меня», говоря о лесе, кустарнике, траве она их объединяет одним поэтическим словом «зелень» и утверждает:

«Вся зелень - это ключик первозданный,

И если он исчезнет, я умру»,

поэтическим языком нам разъясняется, что священный долг каждого человека оберегать родную природу, т.е. сберечь эту воздухотворящую «зелень» без которой, как без воздуха – мы умрем.

Но самое основное и всеохватывающее внимание  в книге уделяется мыслящему и чувствующему человеку, его высокому месту и важной роли, которые он должен занимать и играть в современном мире. Например, в стихотворении «Я молю» на первый взгляд поэтесса говорит о природных явлениях, но в действительности она размышляет о вечности духовного человеческого существования и особенно трепетно о изумительном чуде – ее величестве, женщине!

Вместе с тем, следует отметить и неповторимость стихов поэтессы, непосредственно посвященных самой природе, ее неповторимо прекрасным проявлениям во всех временах года. Наверное, не случайно автор посвящает им целый яркий раздел, а также открывает нам стихотворно еще неизведанные красоты присущие природе родной Беларуси и любимой Гомельщине.

Таким образом, через раскрытие совершенной гармонии природы звучит авторский призыв к высшей гармонии в самом человеке, к утверждению красоты в его личных повседневных проявлениях жизни: в любви, семье, творческой работе, быте и отдыхе, высокой нравственности, гражданственности и патриотизме.

Нельзя также не отметить чутко-трепетное рассмотрение автором не простых, а точнее предельно сложных отношений, складывающихся сегодня у современной молодежи. Так, в стихотворении «Ты скажешь случайно» поэтесса так понимающе-сочувственно и поэтично-образно раскрывает, почему разметалась нераздельно-единая жизнь двух влюбленных на две уже несоединимые половины.

Сильное эмоционально-рациональное воздействие стихов этой книги, наверное, прежде всего, связано с тем, что в них в целостном единстве объединяются диалектические противоположности, как источник развития человеческого бытия: ум и сердце, интеллект и чувство, а также добро и зло, достоинства и недостатки. К примеру, такое поэтически-образное соединение противоположностей мы видим в стихотворении «Да любовь ты избранница». В нем средствами поэзии показана неисчислимая многосторонность неповторимость и в то же время целостность и противоречивость человеческой любви. Отсюда и возникает спорный вопрос, что ты делаешь, любовь?

«Свет зажжешь в сердце пламенный,

Иль сидишь грузом каменным?»

Давая в целом высокую оценку книге, следует особо в ней отметить удивительно-проникновенные стихи о любви. Их действительно многогранное и по человечески неповторимое звучание непоколебимо убеждает в том, что хотя космический ХХI век через компьютер и Интернет отнял у многих людей человеческие чувства и живое общение, но он не сможет отнять у людей очищающую и возвышающую их человеческую любовь. Отсюда в стихах Смирновой В.Н. убедительно показано, что в грядущие времена любовь будет также вечной и красивой как сама Венера.

В заключение очень важно отметить, что Смирнова В.Н. видит мир ни как беспристрастная в гражданских воззрениях поэтесса, а как личность, имеющая свои высокие убеждения за которые она борется, обладая при этом трепетным сердцем и острым умом. Отсюда у нее такое глубокое понимание и тонкое чувствование чужой боли, и одновременно умение всей душой понимать радость других людей. Вместе с тем, следует обратить внимание, что в стихах поэтессы происходит не простое творчески-личностное восприятие современной жизни, а, самое главное, она активно утверждает и раскрывает в образно-художественной форме новые пути и средства развития и совершенствования человеческой гуманности в самом человеке как высшей ценности всего существующего материального, социального и духовного мира.


Гребенников Р.В., доктор социологических наук, профессор Белорусского государственного университета культуры и искусства.


 

© Copyright: Смирнова Виктория
из книги "ВЕТЕР ВРЕМЕНИ"